Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
 
Среда
19.09.2018
18:20
Приветствую Вас Гость
RSS
 
МБДОУ "Детский сад №9"
Главная Регистрация Вход
Логопункт »
Включить версию для слабовидящих
Меню сайта

Работа логопункта

Занятия с детьми проводит учитель-логопед

Антонова Анна Сергеевна

 

 

 

На уроки к логопеду

Аж вприпрыжку я бегу:

Ведь учительнице строгой

Показать язык смогу!

Она, как солнечный рассвет,
Она бесспорно - лучший маг.
Она кудесник - логопед,
Она корявой речи враг.

Если у Наташи плохое настроение,
Ест Наташа наше вкусное варенье.
Надо верхнюю губу вареньицем намазать,
И широким язычком облизнуть все сразу.

 

Проявляет логопед

Знанья и активность,

Повышается у нас коммуникативность!!!

 

ЭТОТ ПАЛЬЧИК

Этот пальчик хочет спать, Этот пальчик — прыг в кровать! Этот пальчик прикорнул. Этот пальчик уж заснул. Тише, пальчик, не шуми, Братиков не разбуди... Встали пальчики. Ура! В детский сад идти пора.

(Пальцы разомкнуты. Поочередно загибаются все пальцы, начиная с большого. Пальцы крепко сжаты в кулак, затем кулак энергично разжимается, пальцы разомкнуты.)

 

«Роль пальчиковых игр в развитии речи ребенка».

Детство — это особый период в жизни ребѐнка. В это время происходит стремительное психическое и физическое развитие, закладывается основа для дальнейшего формирования и становления ребѐнка как личности. Основными достижениями дошкольного возраста, являются овладение телом, овладение речью, развитие предметной деятельности, которые определяют развитие психики ребенка, Особую роль в развитии речи ребѐнка следует отвести пальчиковым играм.

Известный педагог В. А. Сухомлинский писал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».

Пальчиковые игры представляют собой инсценировку стихов и потешек, рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Благодаря играм с пальчиками дети развивают мелкую моторику, что, в свою очередь, стимулирует развитие речевых центров. Ребенок получает новые тактильные впечатления, учится концентрировать внимание и сосредотачиваться.

Игры с пальчиками – это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми. Когда мама для пальчиковой игры берёт малыша на руки, сажает на колени, обнимая, придерживает, когда она трогает его ладошку, поглаживает или щекочет, похлопывает или раскачивает, ребёнок получает массу необходимых для его эмоционального и интеллектуального развития впечатлений.

Японская пословица гласит:

«Расскажи мне – я услышу,

Покажи мне – я запомню,

Дай мне сделать самому – я пойму! »

Действительно, пальчиковая гимнастика полностью отвечает этим трем принципам: «Слышу. Вижу. Делаю».

Главная цель пальчиковых игр — переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. Кроме того, при повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у малышей формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь.

Как же играть в пальчиковые игры?

 Запомните, что игры с пальчиками малыша подбирают с учетом его возможностей и постепенно усложняются. Перед началом упражнений необходимо разогреть пальчики: несколько раз согните и разогните их. Можно поиграть в жмурки и вместо хлопков в ладоши попищать резиновыми игрушками. А затем приступить к пальчиковым играм. Произносить тексты пальчиковых игр взрослый должен максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчеркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах. Сначала все движения выполняются медленно. Для некоторых игр можно надевать на пальчики бумажные колпачки или рисовать на подушечках пальцев забавные рожицы. Показывать нужно и простые, и сложные игры. Тем самым вы даете понять ребенку, что вам очень интересно играть в эту забавную игру. Ребенок становится вашим партнером по игре. Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись детьми легко, без напряжения мышц руки, чтобы они приносили радость. Выбрав два или три упражнения, они постепенно заменяют новыми.

Расположение мамы относительно ребенка во время игры зависит от сложности самой пальчиковой игры и возраста ребенка. Если в игре задействована только одна рука, то мама может сидеть (стоять, лежать) сбоку от ребенка. Можно положить грудного малыша к себе на колени. Если это более сложная игра, в которой задействованы обе ручки, то можно посадить ребенка к себе на колени или расположиться на коврике и посадить ребенка между ног как в гнездышке. В некоторых играх, для детей от 2,5-3 лет нужно садиться за стол друг напротив друга, чтобы ребенок мог наблюдать за движениями рук взрослого и соотносить зрительный образ с мелкими движениями. Также можно стоять друг напротив друга.

Примеры пальчиковых игр для детей «Играем и разговариваем»

 «Грибы» — одна из самых простых. Она представляет собой обычную гимнастику-массаж для пальцев: 
Этот пальчик в лес пошел( Массируем мизинец с кончика до основания).
Этот пальчик гриб нашел( Массируем безымянный палец с кончика до основания.)
Этот пальчик гриб сорвал (Также поступаем и со средним пальцем).
Ну а этот готовить стал (Затем массируем указательный палец)
Этот пальчик гриб то съел, от того и растолстел! (Массируем большой палец и двигаем его вверх-вниз)

«Каша»

Наша Маша варила кашу (Можно назвать имя своего ребенка). 

Кашу сварила, малышей кормила ( Круговые движения указательным пальцем по ладошке малыша).

Этому дала, этому дала,

Этому дала, этому дала,( Загибать пальчики, начиная с большого).

А этому — не дала (Слегка потрясти за мизинчик).

Он много шалил,

Свою тарелку разбил.

 «Паучок»

Паучок ползет, ползет, (Пальчики сжимаются и разжимаются, «шагая» по поверхности – по столу, руке, ножке.)
Паутинку он плетет.
Паутинка хоть тонка,
Крепко держит мотылька. (Округленные ладони складываются одна на другую.)
Мотылек сидел-сидел,
Вдруг вспорхнул – и улетел! (Машем ручками в воздухе.)
Просите кроху проговаривать слова-окончания: «ползет», «сидел», «улетел».

 

«Коррекция речевых нарушений у дошкольников в условиях логопункта ДОУ»

Не секрет, что когда дети начинают обучение в начальной школе, у них возникают трудности в овладении русским языком. Причиной является недостаточный уровень развития речи. Это проявляется в трудности построении фразы, в неправильном грамматическом оформлении предложения, в бедности словарного запаса, нарушении звукопроизношения и др.

За последние годы количество детей, имеющих речевые нарушения, увеличилось.

Cуществует две группы причин, приводящим к нарушениям речи: внутренние (эндогенные) и внешние (экзогенные, которые нередко сочетаются между собой.

К внутренним (эндогенные) причинам речевых нарушений относятся различные патологические состояния, обусловленные воздействием на плод вредоносных факторов во внутриутробном периоде, во время родов и в первые дни после рождения.

К внешним (экзогенные) причинам речевых нарушений относятся:

• различные психические травмы (испуг, переживание в связи с разлукой с близкими людьми, длительная психотравмирующая ситуация в семье).

• соматически ослабленные дети.

• общая физическая слабость организма, незрелость, обусловленная недоношенностью, рахит.

• наследственные факторы.

• педагогическая и социальная запущенность.

Речь – явление социальное, она развивается лишь под влиянием окружения ребёнка. Если ребёнок не получает достаточного речевого общения, то развитие его собственной речи будет отставать. Родители рады, если ребёнок подолгу сам занимается игрушками и не мешает им. Но при этом они не должны забывать каждый день почитать малышу, рассмотреть картинку и задать вопросы по ней, разучить потешку или стишок. Если же ребёнок явно отстаёт от сверстников по развитию речи, то необходимо получить консультацию логопеда и невропатолога.

Занятия с логопедом, а порой и с логопедом-дефектологом необходимо начинать как можно раньше и проводить регулярно. По возможности определить ребенка в специализированный детский сад.

Чтобы обучающий материал усваивался быстрее, легче и давал положительную динамику, необходимо преподносить его ребенку в игровой форме. В игре – сложные логопедические упражнения становятся для ребенка увлекательным занятием.

На логопедических занятиях большое внимание уделяется:

• развитию артикуляционной моторики (артикуляционной гимнастике) .

Артикуляционная гимнастика включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

• развитию дыхания.

Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса.

• логопедический массаж.

Логопедический массаж представляет собой одну из логопедических техник, способствующих как нормализации произносительной стороны речи, так и эмоционального состояния лиц, страдающих речевыми нарушениями. Логопедический массаж может проводиться на всех этапах коррекционного воздействия, но особенно значимо его использование на начальных этапах работы. Нередко, массаж является необходимым условием эффективности логопедического воздействия.

• исправлению нарушений звукопроизношения (постановка, автоматизация звука, дифференциация звука) ;

• развитию фонематического слуха.

Фонематический слух – очень важное понятие для овладения речью, а затем и грамотностью письма. Он предполагает точность слухового восприятия, звукоразличение, звуковой анализ речи.

• навыкам звукового анализа и синтеза;

• развитию мелкой моторики пальцев рук;

Систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук оказывают стимулирующее влияние на развитие речи. Работу по развитию мелкой моторики рук желательно проводить систематически. С этой целью могут быть использованы разнообразные игры и упражнения с такими незамысловатыми предметами как спички, пуговицы, ложки, чашки, баночки, тюбики, крупы, бумага, прищепки, массажные мячи, су-джок колечки

• совершенствованию лексико-грамматических конструкций;

• развитию неречевых психических процессов.

Коррекционные логопедические занятия проходят в игровой форме., те, которые используются на занятиях, позволяют устранить нарушения речи, расширить кругозор. Параллельно с развитием речи у ребенка тренируется память, внимание, он учится размышлять, анализировать, делать выводы, фантазировать.

Но в одиночку логопеду не под силу справиться с речевыми нарушениями. Поэтому необходим комплексный подход к решению этой проблемы, т. е к коррекционной работе должны подключиться и педагоги, и медики, и родители.

 

Зачем нужен логопед?

  И в самом деле, кто же такие логопеды и самое главное, чем они занимаются? Очень многие считают, что логопеды - это те, кто «учит правильно выговорить звук Р». Конечно, частично эти люди правы, но это далеко не всё, чем занимается логопед. Да, мы учим правильно произносить звуки (и не только Р), но вместе с этим мы развиваем связную речь, мелкую моторику, учим правильно обобщать предметы, различать на слух разные  звуки.

Возможно, вы спросите: а зачем это надо? Но ведь каждая мама и каждый папа хочет, чтобы его ребёнок был самым лучшим и, конечно же, хорошо учился в школе. И если логопед вовремя не преодолеет все трудности, возникшие в детском саду, эти трудности будут преследовать ребёнка и в школе.

Не умеет красиво и правильно рассказывать - трудно будет учить историю, географию, словом все те науки, которые требуют пересказа.
Не умеет различать на слух звуки - возникнут трудности с русским языком, будет путать буквы на письме, сложно будет научиться читать.
Не развиты пальчики - трудно будет вообще научиться писать.
Не умеет обобщать - возникнут проблемы с мышлением, а значит и с математикой.

И, конечно, если ребёнок не будет выговаривать все звуки нашего родного языка, у него возникнут проблемы в общении, возникнут комплексы, которые помешают ему в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности.

Таким образом, задача логопеда - помочь ребёнку вовремя преодолеть все возникающие трудности.

 

10 простых советов родителям

 

 Речь ребенка развивается под влиянием речи взрослых и зависит от достаточной речевой практики, нормального социального окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.
1 совет. Разговаривайте со своим ребенком во время всех видов деятельности, таких как приготовление еды, уборка, одевание-раздевание, игра, прогулка и т.д. Говорите о том, что вы делаете, видите, что делает ребенок, что делают другие люди и что видит ваш ребенок.

2 совет. Говорите, используя правильно построенные фразы, предложения. Ваше предложение должно быть на 1-2 слова длиннее, чем у ребенка. Если ваш ребенок пока еще изъясняется только однословными предложениями, то ваша фраза должна состоять из 2 слов. 
3 совет. Задавайте открытые вопросы. Это будет стимулировать вашего ребенка использовать несколько слов для ответа. Например, говорите "Что ты делаешь?" вместо «Ты играешь?» 
4 совет. Выдерживайте временную паузу, чтобы у ребенка была возможность говорить и отвечать на вопросы. 
5 совет. Слушайте звуки и шумы. Спросите «Что это?» Это может быть лай собаки, шум ветра, мотор самолета и т.д. 
6 совет. Расскажите короткий рассказ, историю. Затем помогите ребенку рассказать эту же историю вам или кому-нибудь еще. 
7 совет. Если ваш ребенок употребляет всего лишь несколько слов в речи, помогайте ему обогащать свою речь новыми словами. Выберите 5-6 простых слов (части тела, игрушки, продукты) и назовите их ребенку. Дайте ему возможность повторить эти слова. Не ожидайте, что ребенок произнесет их отлично. Воодушевите ребенка и продолжайте их заучивать. После того, как ребенок произнес эти слова, введите 5-6 новых слов. Добавляйте слова, пока ребенок не узнает большинство предметов. Занимайтесь каждый день. 
8 совет. Если ребенок называет только одно слово, начните учить его коротким фразам. Используйте слова, которые ваш ребенок знает. Добавьте цвет, размер, действие. Например, если ребенок говорит «мяч», последовательно научите его говорить «Большой мяч», «Танин мяч» и т.д. 
9 совет. Большинство занятий проводите в игровой форме. Работа с ребенком должна активизировать речевое подражание, формировать элементы связной речи, развивать память и внимание. 
10 совет. Весьма важно уже в раннем возрасте обратить внимание на речевое развитие ребенка, а не дожидаться, когда он «сам заговорит».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Поиск

Календарь
«  Сентябрь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930