Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
 
Понедельник
19.11.2018
16:06
Приветствую Вас Гость
RSS
 
МБДОУ "Детский сад №9"
Главная Регистрация Вход
Положение о логопедической группе »
Включить версию для слабовидящих
Меню сайта

– коррекция недостатков эмоционально-личностного и социального развития;

– активизация познавательной деятельности детей;

– пропаганда логопедических знаний среди педагогов, родителей  (законных представителей).

 

2. Организация логопедической работы

2.1. Содержание образования в логопедической группе определяется «Программой логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» и «Программой логопедической работы по преодолению фонетико-фонематическое недоразвития у детей»   Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, а также индивидуальными коррекционными программами, составленными на каждого ребенка.

2.2. В логопедическую группу зачисляются воспитанники, имеющие следующие нарушения в развитии речи:

- общее недоразвитие речи разных уровней (ОНР) ;

- фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН) с дизартрией, ринолалией.

2.3. Зачисление в логопедическую группу проводится с согласия родителей (законных представителей) на основании заключения полученного по результатам обследования ПМПК и рекомендаций о профиле соответствующего обучения.

2.4. В логопедическую группу дошкольного образовательного учреждения зачисляются, как правило, дети одного возраста и уровня речевого развития.

2.5  Логопедическая группа функционирует 5 дней в неделю. Учебный период - с 01.09. по 30.06. текущего года.

2.5. В логопедическую группу детей с общим недоразвитием речи принимаются дети с алалией, афазией, с дефектами речи, обусловленными нарушением строения и подвижности речевого аппарата (ринолалия, дизартрия), с четырех-пяти лет. Срок коррекционно-развивающей работы 2-3 года. Предельная наполняемость логопедической группы в соответствии с СанПином – не более 10 человек.

2.6. В логопедическую группу детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи принимаются дети с 5-летнего возраста с ринолалией, дизартрией. Срок коррекционно-развивающей работы один - два года. Предельная наполняемость логопедической группы – не более 12 человек.

2.7. Приему в логопедическую группу дошкольного образовательного учреждения не подлежат дети, имеющие:

- недоразвитие речи, обусловленное умственной отсталостью;

- деменции органического, шизофренического и эпилептического генеза;

- грубые нарушения зрения, слуха, двигательной сферы;

- нарушения общения в форме раннего детского аутизма;

- заикание;

- задержку психического развития;

- фонетические нарушения, которые могут быть исправлены на логопедическом пункте ДОУ;

- заболевания, которые являются противопоказаниями для зачисления в дошкольные учреждения общего типа.

2.8. На каждого ребенка, зачисленного в логопедическую группу, учитель-логопед заполняет речевую карту.

2.9. Основной формой организации коррекционно-развивающей работы являются групповые (фронтальные), подгрупповые и индивидуальные логопедические занятия. 

2.10. Групповые логопедические занятия проводятся в соответствии с программой обучения детей с нарушениями речи.

2.11. Подгрупповые и индивидуальные логопедические занятия проводятся  с учетом режима работы образовательного учреждения и психофизических особенностей развития детей дошкольного возраста.

2.12. Периодичность подгрупповых и индивидуальных занятий определяется тяжестью нарушения речевого развития детей.

2.13. Индивидуальные занятия проводятся не менее двух-трех раз в неделю:

-  с детьми, имеющими общее недоразвитие речи;

- с детьми, имеющими дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности органов речевого аппарата (дизартрия, ринолалия).

По мере формирования произносительных навыков у детей, занятия с ними проводятся в подгруппе.

2.14. Подгрупповые занятия проводятся по сетке занятий по возрастам и периодам.

2.15. Продолжительность группового логопедического занятия: 

- в старшей группе - 20-25 минут;

- в подготовительной к школе группе – 25-30 минут.

2.16. Продолжительность подгруппового занятия составляет 15-20 минут, продолжительность индивидуального – 15 минут с каждым ребенком. 

2.17. Ежедневно, во второй половине дня, проводятся групповые и индивидуальные занятия воспитателя по заданию учителя-логопеда

2.18. Выпуск детей из логопедической группы осуществляется ПМПК образовательного учреждения после окончания срока коррекционно-логопедического обучения.

2.19. В случаях необходимости уточнения заключения или продления срока логопедической работы дети с нарушениями речи, с согласия родителей (законных представителей), направляются учителем-логопедом в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение для обследования врачами-специалистами (невропатологом, психиатром, отоларингологом, офтальмологом и др.) или в районную ПМПК. 

2.20. Ответственность за обязательное посещение детьми занятий в логопедической группе несут родители (законные представители), учитель-логопед, воспитатель и заведующий дошкольным образовательным учреждением. 

3. Руководство логопедической группой

3.1. Непосредственное руководство логопедической группой осуществляется администрацией дошкольного образовательного учреждения.

3.2. Заведующий ДОУ:

- обеспечивает создание условий для проведения с детьми коррекционно-педагогической работы;

- подбирает в логопедическую группу постоянных воспитателей, имеющих высшее педагогическое образование, первую или высшую квалификационную категорию и опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста.

- обеспечивает логопедический кабинет специальным оборудованием, методической литературой

3.3. Научно-методическое сопровождение, консультативную помощь учителям-логопедам, координацию работы городского методического объединения учителей-логопедов осуществляет районный методист по коррекционной работе.. 

3.4. Повышение уровня профессиональной квалификации, обмен опытом логопедической работы осуществляется на районном методическом объединении учителей-логопедов, на курсах повышения квалификации и др.

 

4. Участники образовательного процесса  логопедической группы

 

Участниками образовательного процесса являются дети, имеющие нарушения речи, их родители (законные представители), педагоги и  специалисты ДОУ.

4.1.  Родители (законные представители):

-имеют право защищать законные права и интересы ребенка;

-принимать участие в деятельности учреждения в соответствии с его Уставом,

-знакомятся с характером коррекционных методов обучения детей;

-принимают активное участие по преодолению речевых недостатков.

4.2.   Педагоги ДОУ интегрировано осуществляют комплекс мероприятий по диагностики и коррекции речевых нарушений у детей, консультируют родителей (законные представители) по вопросам развития речи.

4.2.1. Учитель-логопед является организатором и координатором коррекционно-развивающей работы:

- обследует речь детей младшей, средней, старшей и подготовительной к школе групп дошкольного образовательного учреждения;

-  комплектует подгруппы детей для занятий;

- проводит регулярные занятия с детьми по исправлению различных нарушений речи, осуществляет в ходе логопедических занятий профилактическую работу по предупреждению нарушений чтения и письма;

- готовит документы для обследования детей в ПМПК с целью определения в специальные группы;

- осуществляет взаимодействие с педагогами по вопросам освоения детьми программы дошкольного образовательного учреждения;

- представляет администрации дошкольного образовательного учреждения и районному методисту по коррекционной работе ежегодный отчет, содержащий сведения о количестве детей с нарушениями речи в дошкольном образовательном учреждении и результатах коррекционно-развивающей работы;

- поддерживает связь с учителями-логопедами дошкольных образовательных учреждений, с учителями-логопедами и учителями начальных классов общеобразовательных учреждений, с педагогами специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, с логопедами и врачами-специалистами детских поликлиник и ПМПК;

- информирует педагогический коллектив дошкольного образовательного учреждения о задачах, содержании, работы логопедической группы;

- ведет разъяснительную и просветительскую работу среди педагогов, родителей (законных представителей) детей, выступая с сообщениями о задачах и специфике логопедической работы по преодолению нарушений речи;

- участвует в работе районного и городского методического объединения учителей-логопедов и методического объединения дошкольного образовательного учреждения;

- повышает свою профессиональную квалификацию и аттестуется согласно действующим нормативным документам.

4.2.2. Воспитатель логопедической группы:

-закрепляет приобретенные навыки;

-отрабатывает умения по автоматизации звуков, интегрируя логопедические цели, содержание, технологии в повседневную жизнь детей;

-планирует и организует общеобразовательные занятия.

 Не рекомендуется менять воспитателей в логопедической группе. Смена воспитателей приводит к снижению качества коррекционной работы, создает дополнительные трудности в работе логопеда.

4.2.3. Педагог-психолог:

-оказывает консультативную помощь родителям и специалистам ДОУ, принимающим  участие в воспитании и обучении ребенка;

-внедряет в практику методы психолого-коррекционной работы  с детьми, имеющими недоразвитие речи.

4.2.4. Музыкальный руководитель:

-развивает основные компоненты звуковой культуры речи, формирует певческое и речевое дыхание, музыкально-ритмические движения;

-участвует в работе по автоматизации звуков, развитию фонематического слуха;

-стимулирует  познавательные процессы через утренники, досуг.

4.2.5. Инструктор по физической культуре:   

- способствует оздоровлению и закаливанию детского организма;

-совершенствует координацию основных видов движения;

-развивает общую и мелкую моторику.

 

5. Документация учителя-логопеда.

 

1. Речевая карта на каждого ребенка с перспективным планом работы по коррекции выявленных речевых нарушений.

2.  Список детей логопедической группы с заключением ПМПК.

3.  Тетрадь взаимосвязи учителя-логопеда и воспитателей логопедической группы.

4. План организационно-методической и коррекционно-развивающей работы логопеда.

5.  Перспективный план коррекционной работы с детьми.

6.  Рабочие планы подгрупповых и индивидуальных занятий.

7.  Индивидуальные тетради для домашних занятий и взаимосвязи с родителями.

8. Журнал учета  посещаемости логопедических занятий детьми.

9.  Отчет о результатах проведенной работы за год.

10. Циклограмма рабочего времени учителя-логопеда, утвержденная руководителем ДОУ.

11.Журнал регистрации детей, нуждающихся в коррекционной (логопедической) помощи, с указанием возраста и характера речевого нарушения (протоколы МПК).

12. График работы учителя-логопеда, утвержденный руководителем ДОУ.

 

6.  Материально-техническое обеспечение логопедической группы.

 

6.1. Логопедический кабинет размещается в помещении ДОУ.

6.2. Для логопедического кабинета выделяется помещение площадью не менее 20 кв.м., отвечающее санитарно-гигиеническим нормам.

6.3. Логопедический кабинет обеспечивается специальным оборудованием.

6.4.Для обработки рук учителя-логопеда и логопедического оборудования (зонды, шпатели) утвержден норматив расхода этилового спирта из расчета 20 граммов этилового спирта в год на одного ребенка с нарушениями речи.

6.5.Ответственность за оборудование логопедического кабинета, его санитарное содержание, ремонт помещения возлагается на администрацию МДОУ.

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1
Воспитанники с нарушением в развитии речи
Форма 1

 

 

Речевая карта

1. Фамилия, имя, возраст ____________________________________________________________

2. Группа _____________________________________________________________

3. Домашний адрес, телефон _________________________________________________________

4. Дата зачисления в логопункт _______________________________________________________

5. Жалобы педагогов или родителей (законных представителей) _____________________________________________________________

6. Заключение психиатра ____________________________________________________________

7. Состояние слуха _____________________________________________________________

8. Данные о ходе развития речи. Анамнез общего и речевого развития _____________________________________________________________

9. Состояние артикуляционного аппарата (строение и подвижность) _____________________________________________________________

10. Общая характеристика речи (запись беседы, самостоятельного высказывания) _____________________________________________________________

а) словарный запас (в пределах обихода, шире и др.); какие части речи преимущественно употребляет; ошибки в употреблении слов (замены по смыслу, акустическому сходству) (при- вести примеры) _____________________________________________________________

б) грамматический строй речи (типы употребляемых предложений, наличие аграмматизмов) (привести примеры) ______________________________________________________________

в) произношение и различение звуков (произношение звуков; отсутствие, искажение, замена и смещение отдельных звуков, различение оппозиционных звуков; воспроизведение слов с различным звукослоговым составом) (привести примеры) _____________________________________________________________

г) темп и внятность речи _____________________________________________________________

11. Уровень сформированности навыков анализа и синтеза звукового состава слова _____________________________________________________________

12. Проявление заикания:

а) предполагаемая причина, выраженность заикания, ситуации, усугубляющие его проявление _____________________________________________________________

б) сформированность языковых средств (произношение, словарь, грамматический строй) _____________________________________________________________

в) особенности общего и речевого поведения (организованность, общительность, замкнутость, импульсивность) _____________________________________________________________

г) адаптация к условиям общения _____________________________________________________

13. Краткая характеристика ребёнка по данным педагога-психолога и воспитателя (организованность, самостоятельность, устойчивость внимания, работоспособность, наблюдательность, отношение к имеющемуся нарушению речи и т.д.) _____________________________________________________________

14. Заключение учителя-логопеда _____________________________________________________

15. Результаты исправления (отмечается в карте к моменту отчисления воспитанника из логопе- дического пункта) _____________________________________________________________

 

 

 

Приложение 3

Форма 3

Отчёт о количестве детей, имеющих нарушения в развитии речи, в ДОУ

1. Общее количество выявленных детей, имеющих нарушения в развитии речи, 4-6-летнего возраста ___________________________________________________________

2. Из них: - зачислено в логопункт ___________________________________________________________

- с ОНР _____________________________________________________________

- с ФФНР _____________________________________________________________

- с ФНР _____________________________________________________________

3. Количество детей, выбывших из логопункта: - с улучшением _____________________________________________________________

- с выздоровлением _____________________________________________________________

- без перемен _____________________________________________________________

Заведующий МБДОУ д/с №9

Учитель-логопед

 

 

 

Приложение 4

Рекомендуемое оборудование логопедического пункта

 

 

Заключение медико – педагогической комиссии

 

От ___________________ 20___г.                                                г. Юрьев – Польский

 

1. Ф.И. ребенка ___________________________________________________________________

 

2. Дата рождения ___________________________________________________________________

 

3. Домашний адрес _________________________________________________________________

 

4. Анамнез ___________________________________________________________________________

                    ___________________________________________________________________________

                   ___________________________________________________________________________

                  

 

5. Соматические данные _____________________________________________________________

                   _________________________________________________________________________________

                  

 

6. Лор_____________________________________________________________________________

       

 

7. Психический статус_________________________________________________________________

          ________________________________________________________________________________

         

 

8. Состояние речи _____________________________________________________________________

          ________________________________________________________________________________

         

 

9.Диагноз__________________________________________________________________________

      

 

10. Заключение комиссии ______________________________________________________________

      

 

                                                                             Председатель комиссии ______________________

                                                                             Члены комиссии__________________________

                                                                                                                     

Поиск

Календарь
«  Ноябрь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930